XIII Международная (XXV Всероссийская) научно-практическая конференция "Тьюторство в открытом образовательном пространстве"

Организаторы рекомендуют перед регистрацией ознакомиться с полным описанием, регламентом конференции и  описанием мастерских.

Другие события 0+

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (далее – МГПУ) и Межрегиональная общественная организация Межрегиональная Тьюторская Ассоциация (далее — МТА) информируют о проведении XII Международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills», которая состоится 27 октября — 28 октября 2020 г. в формате онлайн.  

Фокусом обсуждения и анализа на этой конференции станут различные языки описания того, что в современном научном сообществе метафорически называют «самостью» человека. Антропологический подход связывает этот процесс с развитием личности, деятельностный подход – с формированием субъектности, а компетентностный подход выделяет особую группу компетентностей «self-skills».

27 октября 2020 – первый день.

10.00 – 18.00 пленарные доклады (ведущая – зав.лаб. индивидуализации и непрерывного образования Института     непрерывного образования МГПУ, президент Межрегиональной Тьюторской Ассоциации – д.пед.н. Ковалева Т.М.)

10.15-13.00 – 1-й трек Развитие личности:

1) Адамский А.И. – к.пед.н., научный руководитель Института образовательной политики "Эврика", главный редактор "Вести образования".

«Онтология ФГОС-экосистемы", институты и нормы в ситуации неопределенности и непредсказуемости».

2) Асмолов А.Г. – д. психол. н., проф., зав. кафедрой психологии личности МГУ, директор Школы Антропологии будущего РАНХиГС.

«Персонализация образования в мире деперсонализации: быль или утопия?».

3) Леонтьев Д.А. – д. психол. н., проф., зав. Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ.

«Непереводимая игра слов: персонологический тезаурус (личность, самость, субъект, Я, индивидуальность как языковые конструкты)».

4) Розин В.М. – д. философ. н., проф., гл.н.с. Института философии РАН.

«Единство и различие понятий "субъект", "личность", "индивид", "Я" в  контексте индивидуализации».

14.00-15.30 – 2-й трек Становление субъектности:

5) Эльконин Б.Д. – д. психол. н., проф, зав. лаб. "Психологии младшего шк-ка" Психологического  Института имени Щукиной.

«Субъектность в развертывании посреднического действия».

6) Фрумин И.Д.– д.пед.н., заслуженный профессор, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ.

«Развитие самостоятельности как задача обучения предпринимательству в вузах: российский и мировой опыт».

16.00-18.00 – 3-й трек Формирование self-skills:

7) Лукша П.О. – основатель Global Education Futures, член корреспондент Всемирной академии наук и искусств.

«Новые измерения и практики субъектности».

8)  Данилова В.Л.  – к. психол. н, методолог, психотерапевт.

«Самоопределение: умение, компетентность, идентичность».

9)  Степанов С.А. – зам.дир. Института образования ТГУ.

«Объективация “self skills”  через экспертизу метафор в практиках индивидуализации».

 

28 октября 2020 – второй день.

10.00-11.00 – презентация Межрегиональной Тьюторской Ассоциации (МТА)

(ведущие Суханова Е.А. – к.пед.н., зам.проректора по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ, пред. правления МТА, Тюмина М.В. — руководитель Пермского регионального отделения МТА, зам. пред. правления МТА)

11.15-13.15 – мастерские:

1) Аникеев М.В. – к.пед.н., консультант по образовательным и реабилитационным программам сообщества приемных семей "Орион"

Психоло-педагогическая игра «Навигатор» — инструмент взаимодействия наставника и ребенка в школе-комьюнити «Открытие».

(В нашей работе мы используем такую технику как психолого-педагогическая игра, в которой роли позволяют ученику присваивать культурные инструменты самоиследования и саморазвития. Расширение границ самостоятельности, ответственности и своих жизненных целей помогает ребенку проходить адаптационные, возрастные кризисы и кризисы, связанные с освоением новых видов деятельности. Индивидуальная работа с наставником помогает открывать уникальные векторы развития ребенка и создает опору в понимании себя и окружающих людей.)

2) Блинов Г.Н. – методист Красноярского информационно-методического центра, почетный работник общего образования

Преадаптационные задачи в деятельности тьютора (Как подготовиться к тому, чего еще нет?

(В ситуации неопределенности деятельность тьютора должна носить опережающий (преадаптационный) характер. На мастер-классе будет представлен «задачный минимум» для осуществления такого рода деятельности тьютора.)

3) Волчик П. В.  – нейробиолог, учитель биологии ОАНО «ШКОЛА «УНИСОН», писатель, Зеленская О.А.  – психолог, учитель начальных классов ОАНО «ШКОЛА «УНИСОН», Сафарова В.А.– заместитель директора по инновационной деятельности, учитель английского языка ОАНО «ШКОЛА «УНИСОН»(Санкт – Петербург).

Семья и школа -контракт в интересах ребёнка.

(Теоретическое обоснование модели индивидуальной образовательной программы школы «Унисон»; индивидуальная образовательная программа на языке учащихся начальной школы «Унисон»; индивидуальная образовательная программа на языке родителей школы «Унисон» (практика подготовки писем для родителей о ходе реализации индивидуальной образовательной программы. Методика анализа для оценки собственного опыта. Индивидуальная образовательная программа — инструмент взаимодействия всех участников образовательного процесса6 ученик, родитель, учитель. Письмо родителям — способ понимания индивидуальной образовательной программы).)

4) Денисова В. Н. – учитель начальных классов "Школы самоопределения № 734 имени А. Н. Тубельского".

Делаем первые шаги к самоопределению в совместной деятельности.

(На примере нескольких конкретных комплексных проектов начальной школы мы посмотрим, какие возможности для проявления и развития индивидуальности даёт совместный проект, и как индивидуальность ребенка может влиять на ход такого проекта.)

5) Карастелев В.Е. – к.полит.н., с.н.с. лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ, со-координатор лаборатории интерактивного вопрошания, Сомова Н. – тьютор, студентка 2-го курса магистратуры «Тьюторство в цифровой образовательной среде» МГПУ.

Интерактивное вопрошание.

(На мастер-классе каждый участник сможет сделать свою индивидуальную рефлексивную сборку содержания за первый день конференции. Это станет возможным благодаря технике вопрошания "Дырявое зеркало" и обсуждению смысла полученных вопросов.  Кроме того участники смогут лучше понять свой запрос на второй день конференции, а, возможно, и сформулировать вопросы к собственному самоопределению.  )

6) Кисленко  К.С. – заместитель директора МКОУ "Китежская СОШ" (Калужская область)

Сопровождение наставником процесса становление "самости" в рамках игры "Я строю мир" в детском поселке Китеж.

(На мастер-классе будут рассмотрены некоторые кейсы из практики сопровождения детей наставниками в рамках игры "Я строю мир", иллюстрирующие приемы построения пространства становления "самости" сопровождаемых. Будут рассмотрены три типа сопровождаемых: дети сироты, дети находящиеся в трудной жизненной ситуации и дети, испытывающие трудности в социализации в массовой школе. )

7) Ковалев Д.Ю. – директор по инновациям и научным разработкам холдинга «Теjas group», Митрофанова И.Ю. – генеральный директор холдинга «Теjas group». Генеральный директор медицинского центра ООО "Мир Афон».

Формирование личности в поле онтологии здоровья с целью принятия персональной ответственности за наращивание личного капитала здоровья.

( В рамках этой мастерской будут рассмотрены и обсуждены следующие основные вопросы: способы трансляции онтологии здоровья;  самоопределение в онтологии здоровья; самодвижение в онтологическом поле наращивания капитала здоровья.)

8) Кукушкин М.Е. – основатель компании Тренинг-бутик, акционер компаний Best T&D Group и АSR.

Самость и коллективность: в поисках баланса.

( На мастер классе будут рассмотрены и обсуждены вопросы, связанные с субьектностью как фокусом корпоративных программ развития и трансформации.)

9) ЛазареваЛ.И. – генеральный директор, руководитель тьюторской службы Академии  возможностей  «LADьЯ».

Секреты картирования в образовании.

(На мастер-классе состоится краткое знакомство с технологией картирования в образовании. Участники получат представление о применении личностно-ресурсных карт на всех образовательных ступенях для разных возрастных категорий от младших дошколят до лиц серебряного возраста. Попрактикуются в составлении различных видов карт. Освоят лайт-версию личностно-ресурсного картирования по алгоритму. И попробуют создать собственную уникальную карту.)

10) Львовский В.А.  – к.психол.н., зав. лабораторией проектирования деятельностного содержания образования института системных проектов МГПУ.

Как провоцировать субъектность учителя и ученика.

(На мастер-классе мы поработаем с фрагментами видеозаписей уроков и занятий в дополнительном образовании с тем, чтобы понять, где теряется субъектность ребенка и учителя, где появляется шанс провокации субъектности. Мы обсудим возможности сотрудничества тренера-технолога и тьютора в решении задачи вовлечения взрослого и ребенка в совместное учебное действие.)

11) Миркес М.Е.  – к. философ. н., директор Школы развития НооГен.

Работа с педагогическим коллективом по "разворачиванию организации" в направлении развития субъектности.

(Запуск уверенной работы организации на становление субъектности у детей — дело не простое, поскольку связано с изменением представления об эффективности педагогического действия. Должны измениться ориентиры, на основании которых педагоги принимают решения о действиях по отношению к ребенку. То же самое касается родителей и управленцев. 

На мастер-классе обсудим ключевые проблемы на пути и инструменты, помогающие постепенно развернуть образовательную организацию на поддержку и развитие детской субъектности.

Будет полезно — руководителям, методистам.)

12) Морозов Д.В.  – к.ист. н., историк-востоковед, журналист-международник, писатель, педагог, основатель «Китежа».

Поиск личности в восточной и нео-восточной философии.

(В обыденном сознании бытует ошибочное представление о тождественности индийской философии и религии. На самом деле многие индийские мыслители вели бескомромиссный научный поиск, пытаясь разобраться в устройстве своего сознания. Записи бесед Шанкара, Раманы Махарши, Ауробиндо дают нам неоценимые результаты исследования глубин сознания, полученные в чистых экспериментах вне религиозных догм. Моя судьба позволила мне впервые прикоснуться к индусской и буддийской  традициям самоисследования в 1980 году. Всю последующую жизнь я понемногу набирался собственного опыта.   

На мастер-классе будет дан краткий обзор различных способов работы с сознанием, а потом вы сможете получить свой опыт интроспекции и "успокоения ума", что позволит "увидеть" программы, создающие вашу личность.)

13) Мухамедова Ф.У.  – учитель русского языка и литературы 1-11классов  МАОУ Школы "Эврика — развитие" Г. Томска, Крапивец Е.А. Учитель начальных классов Монтессори., МАОУ школы "Эврика-развитие» г. Томска

Сопровождение встречи ребёнка с собой через текстопорождение.

(На мастер-классе будут рассмотрены ступеньки  проживания ребёнком начальной школы перехода от позиции читателя к позиции  соавтора. Будут обсуждены организация  специально обустроенного  пространства, в котором тьюторские (открытые) вопросы  помогают ребёнку осваивать форму культурного поведения в практике написания текста;  обустройство экологичной встречи ребёнка с самим собой в собственном тексте.)

14) Ростовская А.Е.  – ст. преподаватель кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, руководитель «ТОТ» Театральной лаборатории метода, основатель и руководитель Школы органичного действия, Веселинов М.Е. –  ассистент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, Лосева Л.В. –  ведущая курсов Лаборатории сценических практик МПГУ, участник «ТОТ» Театральной лаборатории метода.

Сценическая модель телесного действия как работа с «самостью» (на основе практики органичного действия).

(Одним из основных аспектов тьюторского образования, на наш взгляд,  является овладение способностью организовывать ситуацию проживания открытия («катарсис» по Аристотелю) тьюторантом своих ресурсов и возможностей для самодвижения.

Практика органичного действия на модели сценического действия позволяет освоить сценические ресурсы само- и со-организации (телесность, пространственная организация, ритмические структуры).

Мастер-класс будет направлен на проявление психофизического языка, который «схватывает» телесное действие в организации тьюторского сопровождения.)

15) Свешникова Е.Н.  – старший тьютор ОАНО "Новая школа", Янонис М.А. –  тьютор  ОАНО "Новая Школа".

Формирование готовности к самостоятельному выбору в долгосрочном тьюторском сопровождении школьников.

(На мастерской рассмотрим особенности тьюторской позиции, позволяющие построить долгосрочные субъект-субъектные отношения с тьюторантом. Продемонстрируем инструменты, с помощью которых тьютор в школе может поддержать проявление субъектности ученика, осуществлять сопровождение выхода в деятельностные и профессиональные пробы, предпрофессиональные стажировки.)

16) Совина Л.П.  – тьютор ГБПОУ «26 кадр», федеральный эксперт МТА.

Тьюторское сопровождение профессионального становления студентов ГБПОУ г. Москвы "Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26".

(На мастер – классе будут представлены формы работы тьюторской службы колледжа по формированию субъектной позиции студентов через систему дополнительного образования, учебные практики, проектную деятельность. Тьюторы представят некоторые инструменты тьюторского сопровождения: Дневник учебной практики, помогающий формированию осознанного отношения к профессии; техники сопровождения студентов на всех этапах проектирования; Рефлексивно- исследовательский дневник дополнительного образования, помогающий студенту сделать самостоятельный выбор в вариативной образовательной среде.)

17) Соловейчик А.С.  – главный редактор Издательского дома «Первое сентября», лидер объединенного движения родителей и учителей России «Школа — наше дело».

Три шага к САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

(По мнению автора, три базовые основы САМОСТИ — талант свободы, целостное восприятие мира и стремление к самореализации. Почему это так и каковы в связи с этим главные педагогические задачи школы (тьютора) — предмет разговора на мастер-классе.)

18) Черемных М.П.  – к.пед.н., директор ижевского Гуманитарного лицея, учредитель и почетный член МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», председатель комиссии Общественной палаты Удмуртской республики  по образованию и науке.

(Мы опираемся на одну из рабочих  типологий компетенций (ментальные, эмоциональные и социальные),  позволяющую понимать, как  становиться субъектом, осваивать и совершать продуктивные действия. На наш взгляд, такой подход задаёт требования к системе образования на всех уровнях, в том числе, и на уровне старшей школы. О том, как возможно формирование и развитие субъектности, способности к продуктивному действию в контексте СМД-подхода (на примере реализации образовательной программы «Школа работы с будущим» в 10-11 классах ижевского Гуманитарного лицея), пойдёт речь на мастер-классе.)

14.00-16.00 – секции:

1 сектор, проблемные секции:

1) Розин В.М., Карастелев В.Е. Проблемы становления самости в антропологическом подходе.

2) Данилова В.Л., Лавриненко Т. Д. Проблемы становления самости в компетентностном подходе.

3) Львовский В.А., Кисленко  К.С. Проблемы становления самости в деятельностном подходе.

2 сектор, тематические секции:

1) Волошина Е.А., Князева Т.Б. Тьюторство в самообразовании.

2) Хачатрян Э.В., Логинов Д.А. Тьюторство в общем образовании.

3) Степанов С.А., Красовская Н.Н. Тьюторство в высшем образовании.

4) Степкова О. В., Карпенкова И.В. Тьюторство в  инклюзивном образовании.

5) Лазарева Л. И., Радзишевская Е.Б. Тьюторство в семейном образовании.

6) Дудчик С.В., Тюмина М.В. Тьюторство в неинституциональном образовании.

7) Теров А.А., Олефир Л.Н. Тьюторство в  повышении квалификации и переподготовки.

8) Грачева Н.Ю. Тьюторство в  социальных и социокультурных практиках.

9) Ковалев Д.Ю., Митрофанова И.Ю. Тьюторство в  процессе здравостроительства.

16.00-18.00 – Итоговый пленум.

На конференции мы проанализируем эти подходы как на уровне описания процесса оформления «самости» (чему будут посвящены пленарные и секционные доклады), так и на уровне организации конкретной тьюторской работы (в рамках обсуждения на секциях и мастер-классах).

Для участия в конференции мы приглашаем всех, кого интересует данная проблематика.

Прием заявок на выступление c 9 сентября до 20 октября

(необходимо прислать краткие тезисы выступления на почту оргкомитета tutor.conf@gmail.com).

Контакты:
Нина Владимировна Лебедева, заместитель председателя Оргкомитета
tutor.conf@gmail.com, тел. 8-926-7777-153

Поделиться:

1276 дней назад
27 октября 10:00 — 28 октября 2020 19:00

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Получить ссылку

Поделиться:

Связь с организатором

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов